Вечная память

Самое дорогое в России – это не недра, не леса, даже не люди, а память. Это самая дефицитная вещь в стране. Нигде больше в мире население не страдает такой забывчивостью, как у нас. Общепризнано, что нет более повторяемой истории, чем российская: каждое новое поколение вступает в нее так, как будто до них никто не жил, и упорно повторяет ошибки отцов и дедов. Это только в России веселая традиция наступать ногой на одни и те же грабли превратилась в национальный и всесезонный вид спорта.Забывчивость русских вполне объяснима: если б наш человек помнил все случаи, когда его обманывали, унижали, грабили и мучили, то вся его жизнь превратилась бы в нескончаемую череду актов мести и возмездия. А превращать собственную жизнь в подобный ад едва ли кому захочется. Так что ставшая национальной чертой способность все забывать это, скорее, плюс, чем минус. Минус здесь то, что очень многие в нашей стране пользуются этой забывчивостью населения в своих целях. В первую очередь, это касается политиков: их способность сжигать сегодня то, чему они еще вчера призывали поклоняться, входит в самое определение «политика», поэтому никого уже не способно удивить. Менее заметно стремление использовать забывчивость сограждан со стороны работников СМИ. Многие журналисты успевают за свою творческую жизнь трижды, а то и чаще, поменять богов, которым они служат. Непосредственность, с которой некоторые из них нахваливают то, что еще вчера они проклинали, объясняется именно забывчивостью сограждан. Народная мудрость «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» или «Написано пером, не вырубишь топором» в наше время уже не актуальна – никто не задается целью сохранить и запомнить все, что говорят и пишут работники СМИ.Попробуем восполнить этот дефицит и начнем с описания многочисленного и разнохарактерного отряда особей, добывающих себе пропитание на ниве волгоградской журналистики. Сначала о классификации этого большого - в несколько тысяч экземпляров – и очень громкоголосого отряда.По аналогии с некоторыми другими представителями живого мира пишущие на бумаге и говорящие в эфире существа тоже держатся стаями. Так легче отбирать добычу и защищаться, нападать и, в случае опасности, подаваться врассыпную. В большой стае легче и укрываться, забиваясь в ее гущу. Эти существа проявляют большую изобретательность в мимикрии, легко меняя окрас, и исключительную приспособляемость к любым условиям. Ранить их практически невозможно, поскольку они в своей массе обладают очень толстой кожей. Остается добавить лишь, что индивидуумы в этой сфере деятельности встречаются крайне редко, и мы их сразу сбросим со счетов, сосредоточившись на описании наиболее крупных групп. Так уж исторически сложилось, что работники СМИ в нашем городе подразделяются на три довольно крупных отряда и одну небольшую независимую группку.

1.

Начнем с самого крупного из них, появившегося у нас в Волгограде весной 1998 года, вместе с заезжим либерал-демократическим молодцем по фамилии Ищенко. Он приехал из Москвы, где сначала распространял сеть обменных валютных пунктов, а потом учредил банк. Попутно он приобрел статус депутата от самой доступной в российском парламенте партии – ЛДПР, но не успокоившись на достигнутом, положил глаз еще и на мэрское кресло города Волгограда. Конечно, если бы он знал тогда, чем это кончится, он обошел бы город на Волге стороной. Наверное, так думал Евгений Петрович, сидя в тюремной камере, печально разглядывая сквозь решетку малоэстетическую стену соседнего изолятора. А пятью годами раньше он только что приехал в наш город, осмотрелся и бодро решил начать здесь политическую борьбу без особых правил. Для этого понадобились деньги (а они у него были), средство массовой дезинформации - газета (ее гордо назвали «День за днем») и люди без особых сантиментов. Таких людей в городе Волгограде хватало и два субподрядчика Ищенко – Лар. Хон и Кон. Калачев – их довольно быстро нашли. Хон работала в то время на радио «Магнат», Константин же приехал к нам в город консультировать какого-то кандидата, да так в Волгограде и остался. Как он впоследствии сообщал новоявленным землякам, его предки вышли из Калача-на-Дону, что ли. Вот он, типа, и вернулся из столицы на свою малую родину.Эта пара сложилась всерьез и надолго – в процессе творческого сотрудничества они даже сочетались браком и родили ребятенка, но это позже, а вначале они открыли бесплатную газету и стали заваливать ею почтовые ящики горожан. Поскольку в газетке была телепрограмма, а русский человек традиционно охоч на халяву, тираж издания рос от недели к неделе и вскоре достиг громадной цифры в 330 тысяч экз. Для заполнения этой гигантской бумажной площади субагенты Ищенко рекрутировали под свои желтые знамена Н. Сердюкова, М. Епихина, А. Шишкова, В. Шумилина, Е. Третьякову, М. Минчеву, М. Серенко и многих других. Этот передовой отряд волгоградской журналистики получился многоголосым, склонным к скандалам, но в целом довольно работоспособным. Некоторые из пионеров ДзД так и работают в различных СМИ, сея унаследованные от прародителей псевдо-возвышенный стиль.

Правда, временами почти все они впадали ересь и ренегатство. Первым впал в них один из первых редакторов ДзД Сердюков Коля, усомнившийся в непогрешимости тандема шефов. С помощью откровенной агитации в газете он стал депутатом и решил, что сам черт ему теперь не брат. Тандем прародителей жестко поставил его на место и след Ник. Сердюкова простыл. Потом в ренегаты пошел Епихин: он подался на областное телевидение и, естественно, сменил ориентацию, в основном, иерархическую. Обманутые в лучших чувствах коллеги по ДзД даже дали ему гневную отповедь на страницах родной желтой газеты: типа, Миша, мы вас так любили! А вы оказались недостойными этой любви… И он вернулся в родной ему коллектив, правда, на время.Фрондировал и Анд. Шишков, на которого Константин Калачев возлагал большие надежды как на главную творческую силу команды. И он действительно исправно и восторженно писал о добродетелях хозяина газеты, но порою ему было так противно, что он не мог удержаться от покусывания руки, которая его кормила. Тем не менее, его сделали за все это депутатом горсовета, но не навсегда. Долго и стойко выдерживал заданную шефом линию редактор ДзД Вад. Шумилов. На всех без исключения выборах он с пеной у рта доказывал, что такой удачливый бизнесмен как Ищенко, не будет, став мэром, воровать у нашего бедного города. Наоборот, он и всех нас сделает реально богаче, и даже снизит наши затраты на коммунальные услуги. И вообще город будет еще гордиться таким мэром, впрочем, это заблуждение тогда было очень распространено в Волгограде.Подобного мнения, например, придерживались следующие почетные горожане, поручившиеся за Ищенко ( список цитируется по газете «Волгоградская правда» от 19 августа 2003 г.)

Доверенные лица кандидата на пост мэра г. Волгограда Е. П. ИЩЕНКО:АТОПОВ Владимир Иванович, профессор, зав. кафедрой Волгоградской архитектурно-строительной академии.АГЕЕВ Анатолий Алексеевич, редактор газеты «Московский комсомолец» в Волгограде».БЕРЛОВ Владимир Иванович, генерал-майор, директор памятника-ансамбля «Мамаев курган».БОРОВОЙ Евгений Павлович, проректор Волгоградской сельскохозяйственной академии.ЗАБЕДНОВ Сергей Петрович, директор Волгоградского областного кадрового центра.ИЗГАРШЕВ Борис Тимофеевич, председатель Совета директоров ОАО «Пивовар-Живое пиво».ИНОЗЕМЦЕВ Анатолий Владимирович, гл. врач MMУ «Родильный дом N 2».КИРЖАНОВ Сергей Анатольевич, председатель Совета директоров ОАО «Волгоградский сталепроволочноканатный завод».КОЛОМЫЦЫН Владимир Петрович, депутат Волгоградского городского Совета народных депутатов.КРАЩЕНКО Анатолий Николаевич, зам. главы администрации Волгоградской области, начальник Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, ЛЕОНТОВИЧ Владимир Юрьевич, председатель Волгоградского отделения общественной организации «ОПОРА».МОНИКОВ Сергей Николаевич, старший преподаватель Волгоградского государственного педагогического университета.ОВЧИНЦЕВ Владимир Петрович, председатель правления Волгоградской организации Союза писателей РФ, член Президиума Политсовета Волгоградского регионального отделения партии «Единая Россия».ПАЛАНТ Борис Вениаминович, председатель Совета директоров ОАО «Аврора», генеральный директор ОАО «Специализированное конструкторское техническое бюро «Аврора».ПИЛИПЕНКО Виктор Александрович, проректор Волгоградской академии государственной службы.ПОПОВ Владимир Георгиевич, депутат Волгоградского городского Совета народных депутатов.СИДОРЕНКО Петр Васильевич, глава администрации Советского района с 1999 по 2003 гг., руководитель Исполкома Волгоградского регионального отделения партии «Единая Россия».ТАРАКАНОВ Василий Валерьевич, проректор Волгоградского государственного университета.ТЕЛИЦИНА Наталья Леонидовна, начальник производства по радиотелефонной связи и проводному вещанию филиала ОАО «ЮТК» «Волгоградэлектросвязь».ЦЫБИЗОВА Татьяна Игоревна, директор МОУ «Медицинский колледж N 2».

Так что нельзя вменять подобную ошибку редактору газеты, владельцем которой был сам Ищенко – положение, как говорится, обязывает. И более искушенные люди, как мы видим в этом списке, проявили, мягко говоря, непонятную политическую доверчивость, не пострадав, правда, за нее. Впрочем, еще не вечер.А вот кто действительно пострадал от соприкосновения с командой «ДзД», так это экс-губернатор Максюта и вольный журналист С. Трофимов, тяготеющий традиционно к областным СМИ. Максюту команда Ищенко просто смешала с грязью, издеваясь над ним самым непотребным образом. Дошло до того, что в агитационном ролике его сравнивали с фашистским гауляйтером, грабившим русскую деревню, и ролик этот гоняли по муниципальному ТВ целые дни напролет. Характерно, что сам губернатор ничего не смог противопоставить клеветникам, кроме указаний правовому отделу найти виновных. Трофимов в этом отношении оказался более крепким орешком. Его конфликт с командой К. Калачева длился долго, шел с переменным успехом и запомнился довольно грязными методами, но закончился фарсом.И в один не самый лучший для «деньзаднемцев» день Трофимов явился к их штабу ( он располагался тогда в здании «Деметры»), и вдохновленный временными неудачами врагов, строил гримасы и демонстрировал им оказавшийся под рукой фаллический символ. Вся вражеская редакция приникла к большим окнам, обсуждая зрелище и не находя его достаточно убедительным. Покуражившись, Трофимов ушел, а редакция вскоре переехала в соседнее здание с окнами во двор.

2.

Краткую, но яркую историю издания «День за днем» невозможно написать, не упомянув об интересном кадровом решении, относящемся к должности редактора газеты.Обычно редакторами таких изданий становятся, как бы это помягче сказать, близкие владельцу СМИ женщины (или мужчины, но это больше практикуется в более развращенных электронных СМИ). В «Дне за днем» же установилось чередование редакторов, как у консулов в Древнем Риме или суфетов в столь же древнем Карфагене. Особенно усиливалась вся эта возня с назначениями редакторов накануне решающих выборов.Аккурат перед самыми выборами становились редакторами Сердюков, Шумилин, Шишков, Минчева, и многие другие «ищенковцы», чтобы после бесплатной раскрутки стать депутатами. Стала депутатом и не сходившая со страниц ДзД адвокат, что ли, Ан. Кувычко, которую газета, с подачи Хозяина, подавала как самую красивую юристку в городе. На чем ее достоинства, судя по ее грамотным советам читателям, и заканчивались. Но она все же стала депутатом горсовета, и даже позаботилась о детях – в частности, о тех, что отдыхали в Лотошинке. Кроме того, она родила детей другому члену команды Ищенко, с громко говорящей фамилией Херианов. Заметно вырос за годы работы в ДзД и Мих. Серенко. До этого он работал в рекламном издании, но в новой газете стал писать про рынки и справедливость вообще, а потом и про войну.Многим запомнился цикл его статей, в которых он старательно доказывал, что в августе 1942 под Сталинградом советские армии имели огромное преимущество над 6-ой армией Паулюса ( как известно, самой мощной армией вермахта), но тот их все же их бил, как детей. И вообще среди защитников города преобладали мародеры и капитулянты, а все остальные были заложниками НКВД. Трудно понять, зачем Серенко все это писал – не фальсификаторы же истории наняли его, чтобы он дезавуировал подвиг народа под Сталинградом?!Но после столь редкой по смелости и содержанию вылазки в историю мэр Ищенко не мог не провести его вначале в депутаты горсовета, а потом отдал ему в управление один из окраинных районов города – и без того самый несчастный в Волгограде.Показательно, что когда над их бывшим боссом разразилась гроза, ни один из его назначенцев не выступил публично в его защиту. А ведь многих из них шеф успел протащить не только в городскую, но даже и в депутаты областной думы.После посадки шефа дела у его команды пошли хуже некуда. Газета тут же закрылась, а редакция разбежалась. Половина сразу пропала бесследно, половина разом лишилась достигнутого с помощью желтого детища Ищенко статуса. Голубятников и Шумилов лишились депутатства в облдуме. Третьяковой пришлось уйти с муниципального ТВ и ее программа – слепок с питерских 600 секунд – заслуженно канула в Лету. Пострадал от увода Ищенко из мэрии и Шишков. Пробыв один срок депутатом города, он решил попробовать себя в качестве областного законодателя, но, естественно, без поддержки родного издания проиграл выборы. И не только в областную думу, но и в городскую. Вспомнив свое недалекое прошлое, он стал имиджмейкером Дмитр. Лунева, старательно превращая его в комическую фигуру. В агитационном буклете, посвященном другу, он прям так и написал, что всякий, кто хочет сохранить России Путина, тот должен голосовать за… нет, не угадали – за Лунева! А кто, наоборот, не любит Путина, а следовательно, и Лунева, отдаст свой голос врагам всего того светлого, что у нас еще есть, и будет за это навеки проклят. И при этом Шишков почему-то противопоставлял Лунева Ксении Собчак. Чем она-то насолила Луневу или Шишкову, совершенно непонятно. Не она же, в конце концов, бросила чернильницу в плакат, на котором подозрительно похожий на молодого Мао Цзе-Дуна, но чрезвычайно упитанный Лунев, тянет дитятку к камере ( телевизионной, разумеется!)Потом Шишков принялся славить нового мэра Гребенникова, воскресившего почившую ДзД в «Первом чтении». Клон имел все типичные черты оригинала: та же священная цифра в 330 тысяч экземпляров (видимо, дает о себе знать генетическая память о 330 тысячах окруженных под Сталинградом немцах), беззастенчивое восхваление хозяина и полная непонятность источников финансирования нового таблоида. Характерно, что ни налоговая инспекция, ни комитет по печати, ни антимонопольщики не проявили никакого интереса и к этой газете. Наверное, не заметили ее, как до этого пять лет не замечали «Дня за днем». 

3.

Второй большой отряд нашей волгоградской «прессы» появился чуть позже первого и тоже – с легкой руки заезжего молодца, но уже с восточным профилем. Он легко откликался на фамилию Карапетян и представлялся к вящему неудовольствию Еф. Шустермана и иных педантов «кандидатом политических наук». И даже показывал в подтверждение этого какую-то замызганную книжицу, но в руки ее никому не давал.

Штабом его была гостиница «Кристина», возведенная среди нагромождений мусора  на отшибе Дзержинского района, но отделанная с роскошью и бросающимся в глаза эклектизмом. Тигран Карапетян отдал в этом строении дань уважения всем известным архитектурным течениям, от создателей классического Парфенона до продвинутых шедевров Ле Корбюзье.  

Помимо архитектурной всеядности, он считал себя большим знатоком русского языка и выдающимся шоу-меном. Поэтому, естественно, он самолично выступал в роли Офры Хазы на открытом им на непонятно какие деньги телеканале. Со свойственной ему тягой к  величественности он назвал свое теле-детище «Альтернативные вещательные сети», которые (совершенно случайно, разумеется) складывались в до боли знакомую аббревиатуру «АВС». К счастью, в Америке об этом «сходстве вплоть до смешения» узнали слишком поздно, уже после закрытия альтернативной лавочки.

Под этой вывеской Карапет-ага начал «как ба».. «с-а-азыдать»…  «э-э-э»…«творчств». Ударение в самых обычных русских словах он ставил в совершенно неожиданных местах, а своим сочным акцентом он намного предвосхитил героев нынешних коверных «Аншлага» и «Кривого зеркала». Народ и воспринимал происходящее на «альтернативном» экране как комическую программу на местном материале,  и рейтинг канала неудержимо пополз вверх. Понятно, что журналист повалил дуром в альтернативщики: Ю. Щербинин, А. Жукова, В. Павлов, В. Апаликов и многие другие с энтузиазмом бросились сеять разумное и вечное на АВС. При этом они просто не уставали удивляться интеллекту, красноречию и мудрости шефа и, похоже, хранят эти теплые воспоминания до сих пор.

Почти все они ушли потом под крыло областных властей, но, в отличие от первого пресс-отряда, никто из них не попал в исполнительную или представительную власть. И хотя они сохранили некоторые рудименты совести, привычка к безусловному подчинению дает о себе знать. В волгоградских областных структурах это качество далеко даже не лишнее, но удручает чрезмерный даже для провинциального ТВ уровень невежества этой публики.

Их творческая импотенция резко диссонирует с продуктивностью  отца-основателя «альтернативного ящика»: он  недавно выставлялся кандидатом в президенты Армении, где прославился балансированием на грани подкупа избирателей путем устройства псевдо-викторин для электората.


4.


Противостоит двум предыдущим отрядам очень однородная и привязанная к исполнительной власти большая группа журналистов, свивших себе уютные гнездышки в региональных бюджетных изданиях, типа «Волгоградской правды». Ее возглавляет Куканов, но дело даже не в фамилии, хотя он, конечно, на очень жесткой привязи у областных властей. Это все солидная публика, марающая бумагу с одинаковым энтузиазмом и при любом режиме.

Типичный ее представитель – это точная иллюстрация к известному изречению Троцкого про выдающуюся посредственность: вся эта публика на одно лицо, без всяких отличительных художественных признаков. Творчество им противопоказано, а потому они тупо и нудно описывают то, на что им укажут ногтями региональные власти.

Они настолько серы и похожи друг на друга, что иногда даже закрадывается мысль, что они пришли в редакцию прямиком из гэ-бэшных топтунов. По степени сервильности они оставляют далеко позади даже работников пера, описанных в предыдущих группах.

Вот запоминающийся пример, демонстрирующий весь убогий инструментарий наших журналистов, отрабатывающих заказ властей предержащих.

Этот шедевр был размещен в «Волгоградской правде»  под загадочным названием «У него все получилось или  клятва у борозды». Пространная статья эта, как ни странно, про экс- губернатора Ник. Кирилловича Максюту и  написала ее Щеглова Елена во время прошлой агиткампании по выборам губернатора. Это талантливая пародия на жанр путешествий, очень популярный у евангелистов и авторов посланий, особенно тех, что принадлежат Павлу. Вот как описывает восхищенный автор свои путешествия по области с губернатором Максютой.

Читаем первый пассаж:

«…Наша «Волга» едет по Старой Полтавке. Николай Кириллыч сидит рядом с водителем и вдруг просит: - Останови. Несколько женщин у колонки с ведрами собрались, заохали: «Боже, Кириллыч!».

Картина, сильно напоминающая явление Христа народу с известного полотна художника Иванова: там тоже женщины, источник, ведра-кувшины и то же аханье «Боже!»

Чувствуется, что для волгоправдинцев губернатор действительно и царь, и бог. И это подтверждается тем, что при описании его деяний они очень часто сбиваются на новозаветную литературу.

Вот пример. Проезжают губернатор и его евангелисты очередной населенный пункт. Щеглова и другие апостолы канючат: «Давайте,  Николай Кириллович, проедем мимо…» Дескать, устали от бесконечных поездок. Но зоркий глаз главы администрации уже увидел, то, что простакам из его свиты видеть не дано, и говорит: «Стойте!». И растопыривает длани.

« Не видите, разве: ворота раскрыты настежь, и людей полон двор – похороны.» И уже входит в дом, кланяется людям, сочувствует их горю, а потом идет – ( ни за что не угадаете – куда?) – на огород!»

Это поразительно глубокое и оригинальное прочтение известной евангельской притчи о Лазаре Четырехдневном, которого Господь, тоже отметив раскрытые ворота и собравшихся людей, воскресил на четвертый день после его смерти. Но даже и Он не догадался при этом сходить на огород полюбоваться на укроп и огурчики.

Огорошенный предыдущим пассажем читатель далее узнает, зачем герой этой агиографии двинулся на огород, когда в хате похороны.

Губернатор обращает внимание свиты: «… Старушке-то 87 лет было, одна жила, а такой порядок в доме, на огороде…»… То есть, осмотрев дом покойницы, Он заинтересовался, а что уже у нее в огороде то делается? Не зарос ли, часом, сорняком? А интересно – если б зарос? Что бы тогда Щеглова написала – обвинительную речь своего героя перед гробом старушки?

Но Он – милосерден: «А мы виноваты перед стариками – хорошей жизни им не дали. Ничего, будет и на нашей улице праздник!»

Звучит туманно, учитывая гроб и похоронную процессию на улице, но, в целом, с верой в светлое будущее. Видимо, уже тогда губернатор высматривал себе креслице в Сенате.

Эта «клятва у борозды» ( хотя правильнее было бы назвать ее «зароком у огуречной грядки») может соперничать по драматизму и прозорливости с известной клятвой Герцена и Огарева на Воробьевых горах.

Учитывая то, что эта статейка украсила собою Волгоградскую правду в канун второго тура выборов, где соперником губернатора оказался человек по фамилии Волков, авторша сочла нужным лягнуть попутно и его.

«Год назад всероссийское общество охотников вручило Николаю Кирилловичу медаль за самый уникальный трофей – череп огромного волка». Сказано как бы между прочим, вскользь и кратко, но имеющий уши – да слышит. Хороший, однако, охотник губернатор, такого здоровенного волчару уложил ( прям как в воду глядела Щеглова: проиграл Волков губернатору-охотнику!).   

Остается добавить, что работают эти люди не только по велению своих больших сердец, но и «из интересу».

И в самом деле: очень большие деньги крутятся в этом темном бизнесе, освещенном софитами и огнями редакций.

Муниципальное телевидение, областное, газеты «Городские вести» и не менее дорогая нам «Волгоградская правда» обходятся налогоплательщику очень дорого. 

Речь идет о сотнях миллионов бюджетных рублей, которые тратятся на наше с вами целенаправленное оглупление. Прав, тысячу раз прав экс-депутат обл-думы Еф. Шустерман, когда предлагал попросту разделить эти неимоверные деньги между читателями- волгоградцами, и пусть они сами решают, на какой вид информации их потратить. Может быть, проще было бы собраться втроем и пусть один купит на эти денюшки капустки с сальцом, второй – недорогой, пусть и паленой водочки, а третий – самую дешевую газетку и пусть они втроем устроят себе политинформацию, и чтоб милиция их не гоняла.

Вот это будет правильнее, чем поддерживать народными деньгами мутантов и ползоидов из вышеописанных СМИ. От них столько же пользы, сколько от описанных Оруэллом «переписчиков вчерашних прогнозов погоды». И еще больше вреда, но об этом ниже.


5.



Переходим к небольшой группке сравнительно независимых СМИ. Ее возглавляют  Еф. Шустерман (Интер), Анна Степнова (Деловое Поволжье) и Анат. Карман (Областные вести).

Они представляют в волгоградском журналистском сообществе наиболее деятельную его фракцию. Все они не новички в журналистике, но, тем не менее, не потеряли интерес к экспериментированию. Не всегда, правда, удачно: Степнова вздумала вдруг написать агиографию В. Кадина – это, безусловно, лишнее, и при явно надвигающемся на нас ужесточении режима ей об этом еще вспомнят. Зато как она гарцевала на явно не скрывающем своего удовольствия мерине во время Дня города – любо-дорого было поглядеть!

А вот газета под ее началом все больше напоминает немолодую и серенькую клячу – читать ее откровенно скучно.  

Анна Степнова очень деятельно работает во внешнем мире. Она возглавила движение интеллигенции за придание нашему городу более человеческого облика. По ее мнению, Волгоград слишком задавлен памятниками его военной истории, и ему не хватает чисто человеческой архитектуры, типа, ангела с крылышками, парочки влюбленных с фонтаном или мальчугана, писающего на мэрию. Тезис спорный, учитывая военную историю Царицына-Сталинграда – ведь не украшают Гернику или тот же Верден легкомысленными скульптурами и не превращают же в увеселительные центры?

Анатолий Карман ведет более скромную публичную жизнь, хотя тоже не обходит стороною различные общественные объединения, обычно играя в них роль арбитра над схваткой. Он по праву считается вполне объективным и порядочным человеком, что в журналистских кругах большая редкость. Почти два десятилетия на плаву, в свободном практически плавании, не изменяя основным принципам свободной журналистики, это в наше время и в нашем городе что-нибудь да значит. Его газета славится информированностью в региональных делах и в ней собран достаточно профессиональный коллектив. «Областные вести» пользуются уважением в кругах городской интеллигенции и в среде оппозиции. Многие бывшие политики, вытесненные своими более агрессивными и подлыми коллегами на обочину, находят в этой газете рупор для выражения своего мнения. Это тоже работает на положительный имидж редактора «Областных вестей».

 Что же касается Ефима Шустермана, то он известен в волгоградском журналистском сообществе своим рекордным для нашего региона стажем работы в СМИ. Редактор «Интера»  работает в журналистике уже более сорока лет, и, похоже, всегда был в оппозиции к властям. Это можно зачесть ему в плюс, и в большой плюс, учитывая общую склонность наших журналистов истово поддерживать любое, самое дурное и даже незаконное пожелание властей или хозяев. В минусах у Шустермана излишняя доверчивость и слабый контроль над тем, что ему подсовывают его сотрудники. Незабываемо комический эффект вызвала одна из передовиц «Интера», которой предшествовал глубокомысленный эпиграф: «Это больше чем ошибка – это преступление» . Интеровцы приписали это изречение маршалу Франции, хотя общеизвестно, что принадлежит оно полицаю Фуше и имеет совершенно противоположенный смысл: «Это больше, чем преступление – это ошибка» Речь шла об убийстве герцога Энгиенского, что, действительно, было ошибкой – преступлением якобинца Фуше испугать было невозможно.

Понятно, что вот эту ошибку сделал не  сам Еф. Мих., но ведь редактор отвечает за все, не так ли?

Например, за некоего историка,  который на страницах «Интера» на полном серьезе из номера в номер доказывал, что СССР в августе 1945 года подло напал на дружелюбную и педантично блюдущую мир Японию. Дескать, она, в отличие от русских, не вонзила им нож в спину в тяжелом декабре 1941-го года. Трудно поверить, что в «Интере» не слышали про подлое нападение японцев на русскую Тихоокеанскую эскадру в 1904 или про Перл-Харбор в 1941. Да и варварское, ничем не спровоцированное нападение японцев на Китай, вызвавшее миллионы жертв, никто из историков не отваживается опровергать.

В последнее время, потеряв депутатский мандат, Ефим Михалыч пытается достучаться до сограждан из студии «Эха Москвы»  – в ее ослабленном волгоградском варианте. Если это не иллюстрация к древне-римскому  «Sic transit Gloria mundi», то это русское – «Гора родила мышь». Слушают это радио в нашем не испорченном интеллектом городе пара сотен человек: первая сотня – обиженные жизнью интеллигенты, типа, Лоханкина, вторая – родственники и знакомые тех, о ком сегодня упомянут на этой волне.

В дополнение к голосу на «Эхе» Ефим Шустерман решил пожать лавры обличителя на рептильно-лакейском Муниципал-ТВ, и вот это, действительно, ошибка. Смотрят его понедельничные откровения на этом канале еще меньше народу, чем слушают на «Эхе». Параллельно его выступлениям на первом идет сериал «Криминальные хроники», плавно переходящие в малаховский хит «Пусть говорят»,  а на втором – цыганская сага про Кармелиту. Трудно поверить, что массовый зритель отрывается от столь любезной его сердцу криминальной цыганщины, чтобы взглянуть на фигуру Ефима Михалыча при всей ее убедительной монументальности.


6. 


Вообще появление на Муниципальном телевидении Волгограда никому еще пользы не приносило ( кроме, разумеется, полусотни потомственных лакеев и трех мутантов, что там числятся) и, само собой разумеется, мэра города.

На этом канале всегда безраздельно доминирует один лишь мэр города – так повелось со времен Ищенко. Потом там долго «царил» и.о. Рол. Херианов, а теперь с муниципального экрана не сходит Гребенников. Он там несменяемый жених на всех свадьбах и долгожданный покойник на всех похоронах. Из трех часов ежедневного вещания МТВ полтора в той или иной мере освещают деятельность Романа Георгиевича.  День-деньской и день за днем там талдычат про то, что «глава Волгограда Роман Георгиевич Гребенников поручил….. обеспечил… распорядился… помог…озаботился…погордился(!)… и т.д.». И все это словоблудие, вызывающее неодолимую тошноту, производится за счет самих же горожан.

Это ведь мы содержим сей развеселый телевизионный балаган, щедро оплачивая пошлые ужимки его  коверных и шутов.

Вот взгляните на эту  маленькую, черненькую, но отменно дрессированную обезьянку – она долгое время возглавляла муниципальное телевидение и легко вписалась в систему услужения власти. Это было настоящей метаморфозой, учитывая то, что пришла она на службу из вполне радикальной телекомпании, которая как танк Т-34 сокрушала оборонительные порядки власти. Правильно говорят про русских: «Каждый русский до 30 лет радикал, после 30 – каналья!» Причем, сказано это было одним злобным французом ( не маршалом!) за сто лет до эры телевидения с ее каналами – вот где дар предвиденья!

На муницип-ТВ очень быстро приучаются говорить только хорошее про свое непосредственное начальство и исключительно плохое про врагов своих шефов. Положение обязывает, и положение это не меняется с изменением фамилии действующего градоначальника. В этом, к своему несчастью, убедился экс-кандидат в волгоградские мэры Вас. Галушкин. В рамках предвыборной агитации он необдуманно пришел со своей кудрявой помощницей снимать какой-то моно-диспут на МТВ – и попал по полной программе. Сначала ему отключили звук, потом пропало изображение, затем – пропали все техники, а когда он вышел их искать, телевизионщики спровоцировали его на рукоприкладство.

И хотя он во всеуслышание пообещал волгоградцам пойти к Вове и разобраться, как  это и положено у реальных пацанов, ему это не помогло. Даже наоборот - выборы он проиграл.

Теперь вот сидит на культурке, причем, что совсем уж обидно – на волгоградской. 


7.


Теперь тонкий луч света в этом темном царстве.

Единственный положительный вывод, который можно сделать их этого в общем-то безрадостного материала, заключается в следующем. Описанные в нем люди (за исключением п. 5) безопасны для общества в смысле радикальности и способности изменять мир. Это, конечно, не титаны журналистики, типа Троцкого, Ульянова, Радека, Луначарского. Те бы не обслуживали хозяев, а сами бы ими стали. И быстро нашли бы рябоватого парня с кавказским акцентом и замашками громилы, который экспроприировал бы толстосумов ради издания газеты.

И это не может не радовать – отсюда нам опасности ждать не следует.

Но есть и огромный, ничем не компенсируемый минус от их деятельности.

То, что налоговая не чешется, антимонопольщики не считают нужным вмешаться, избирком в упор не видит этих изданий – вывернется когда-нибудь боком всей читающей публике, то есть всем нам.

Эта свистопляска обязательно закончится введением цензуры на российских СМИ.

 Это просто физически уже необходимо – если пошлость, глупость и подлость нельзя наказать post factum, то это придется делать аnte factum, не допуская подобных людей на информационное поле.

А отсюда уже совсем не далеко и до запрета на профессию, и оправдать его будет несложно.  Ведь нельзя же давать заике зачитывать правительственные сообщения; невозможно позволять лжецу проповедовать истины; глупо доверять потомственным лакеям защищать свободу и независимость СМИ от властей.

И совсем уж неразумно допускать глупцов учить всех нас уму-разуму  - за наш же счет, заметьте.


Мих. Цагоянов

Волгоград, январь 2010

Память

 

( продолжение )

 

Поводом для написания продолжения стали не столько естественные перемены, связанные с ходом времени, сколько необдуманная с нашей стороны просьба к работникам различных СМИ присылать материалы о своих конкурентах. Многие откликнулись, но присланные сведения было в основном невозможно проверить и так же невозможно оскорбительны для фигурантов. Привести их в том виде, в котором они присланы, значит обеспечить работой местных адвокатов на много лет вперед.

Тем не менее, большие изменения в персональном  составе журналистского сообщества имели место и их следует зафиксировать.

Обращает на себя внимание тот факт, что практически все без исключения перемены в волгоградских СМИ вызваны переменами политическими – точнее, изменениями в руководстве города и области за последние два года.

А это прежде всего уход губернатора Максюты, который не любил особенно пиариться, хотя и имел такую возможность, и отставка мэра Гребенникова, который, наоборот, только пиариться и умел, и любил. Но лишь пока имел зависимые от него газеты, радио и телеканалы, которые нещадно в этом отношении эксплуатировал. Теперь их нет и не стало многих из особо услужливых ему «журналистов».

Вот одно это обстоятельство полностью опровергает надуманный тезис о независимости «ветвей» власти в России – ветвь, по прежнему, одна: она суховата, туповата, тяжела и называется она дубиной.

Эта дубина находилась и находится в мозолистых руках исполнительной власти и она обеспечивает ей прямую зависимость от нее четвертой власти. Не в меньшей степени власть СМИ зависит и от власти неофициальной – власти бандитов. Именно они являются в половине случаев истинными хозяевами СМИ в России  - но о них в другой раз.

 

1.

 

Конечно, главным политическим событием последних двух лет стала смена губернаторской команды вслед за уходом Ник. Кириллыча Максюты. Теперь становится очевидным, что у нас три срока был тихий незлобливый губернский начальник, которого сменил агрессивный и мстительный дистройер Бровко.

И с ним заявилась целая команда дистройеров-мутантов, непонятно откуда им набранная. Сначала пришел какой-то Южный, настолько южный, что даже Керашев на его фоне стал казаться северным, почти норманном – варягом. Он оставил о себе плохую память, но какую-то размытую. Больше всего в областной администрации помнят почему-то подошвы его ботинок – он их всегда ставил на рабочий стол, разговаривая с местными кадрами. Он любил сравнивать их с пылью на своих ботинках, и был очень недалек от истины, впрочем – вообще недалек.

Теперь СМИ курирует другой персонаж – Матвейчев Олег. СМИ подают его как титана мысли и отца местного консерватизма, глубоко копающегося в мировой истории. На поверку выясняется, что это довольно убогий, хотя и относительно честный компилятор, набивающий свой блог чужими мыслями и рассуждениями. Прибавляя к ним свой куцый и обычно банальный комментарий, он предлагает считать и себя большим мудрецом, но этому почему-то не верится. Если же ознакомиться с текстами, которые он пишет собственноручно, то возникают большие подозрения в его умственном здоровье. Одно лишь высказывание о том, что в Троянской войне победили не ахейцы, полностью перечеркивает все его попытки казаться умным. Видимо, он считает, что отрыв руины Трои, Шлиман запалил их, чтобы придать достоверности великой поэме Гомера. Вообще идиотов, распространяюших подобные небылицы, следует судить как за оскорбление человечества в целом: ведь поливая грязью высочайшие достижения человеческой цивилизации в области искусства, они плюют в лицо всем нам, и нашим детям, и предкам нашим. В сущности, это геноцид, и губернатору Бровко следует обратить внимание на деятельность Матвейчева. Совсем не обязательно сажать его в холодную – можно просто выпороть для острастки и отправить туда, откуда его взяли.

 

2.

 

Изменения, происшедшие в политической надстройке облсти,  сразу же отразились на информационном поле: если Максюту приходилось тащить к экрану или микрофону чуть было не за руку, новый губернатор с самого начала не дает проходу редакторам. Он сразу же и твердо оседлал все попутные и доступные СМИ, а тех, что заартачились, быстренько лишил подкормки. После чего, одни непокорные скончались, а другие – приползли к новому хозяину, готовые верно ему служить.

Но вскоре выяснилось, что мэрские СМИ уже давно выполняют для Гребенникова те же услуги, что Бровко навязал своим областным подчиненным. И они ни под каким видом не будут славить губернатора, если этого им не прикажет мэр. Гребенников не приказал, и тем самым подписал себе смертный приговор. Это в корне изменило судьбу многих журналистов с муниципального телевидения.

Перестановки с областного на муниципальное телевидение начались сразу по удалению мэра Гребенникова с его поста. Естественно, он сразу пропал из выпусков новостей на МТВ, где прежде только о нем и говорили.

И talking heads на этом канале сменились: на усиление сюда бросили проверенных дикторов с областного телевидения – вместо прыщавых недоумков, набранных с кадрового Голода, появились люди с профессиональной дикцией и в приличной одежде. И очень упитанные, что вселяет осторожный оптимизм в видах на урожай.

Особенно потяжелел за последние годы диктор Трофимов: все с более важным видом он читает теперь новости на Мун-ТВ. Взгляд его из-под толстых очков в тяжелой оправе наводит ужас на детей, случайно забредающих на этот канал.

Андрей Аликбаев, долгое время представлявшийся везде собкором «радио Свободы» и крывший «правду-матку» про нынешнюю власть в любом заведении, где находился желающий его послушать ( за его счет, разумеется), теперь вещает прямо противоположные вещи с экрана Мун-ТВ.

Вещает с тем же уверенным видом, так же плотоядно причмокивая негритянскими губами, словно только что скушал пахлаву, и все те же куцые истины – даже не прописные.

Но самой комичной программой на Мун-ТВ представляется шедевр под названием «Линия Отрыва», в которой некое бесполое существо предлагает восторгаться вместе с ним богатейшей культурной жизнью продвинутой молодежи Волкограда. При этом оно каждые 6 секунд делает правой рукой жест, каким подбрасывают кверху мелочь, а левую при этом горделиво упирает в бок – многим мутантам эта поза кажется очень возвышенной.

Видимо, без ума он нее и новая начальница этого канала.

С явной целью досадить зрителям новые властители информационного пространства поставили рулить городским телевидением безобидно глуповатую Ир. Медведеву – обычно во всем черном и всегда в кудряшках. Это правильный выбор – помните, как ее обули с Вас. Галушкиным на этом телевидении , спровоцировав на обращение к Вове Кадину за помощью? Не только ведь преступника, но и его жертву тянет на место преступления – вот Медведева и потянулась на то место, где ее выставили совсем уж дурочкой.

Теперь эта Мадам «да?» ( этот вопрос интервьюируемым Медведева годами повторяет каждый 25 секунд, хоть по секундомеру проверяй!) осуществляет свои «проекты» на Мун – ТВ, превращая этот и без того «задвинутый» канал в видео-пособие для лунатиков. Зато она, конечно, беспрекословно выполнит любое указание, исходящее от Бровка, Буряковой, Галушкина, Матвейчева и Соколова ( именно в таком порядке исполнения).

Блаженной памяти посол Франции при царе Мор. Палеолог в связи с этим назначением встрепенулся в гробу: его бесценное наблюдение, что «Россией управляют лунатики»,  материализовалось теперь на уровне МУНиципального ТелеВидения Волгограда.

Правильно говорят в Волгограде: кто работал на Муниципальном телевидении, в цирке не смеется.

 

3.

 

Таким образом, за рассматриваемый годовой период разница между областным и муниципальным телевидением, существовавшая еще при Гребенникове, ушла в прошлое. Теперь это один большой отряд, работающий под присмотром областных властей, и работающий в предельно тесных заданных рамках.

Посмотрите, как слаженно и с каким неподдельным восторгом описывают все волгоградские СМИ, как единоросский избирательный паровоз в надписью «вице-премьер Зубков» ползает по нашей области! Этот старый, явно неумный и неумелый человек вытащен кремлевскими технологами из нафталина, наподобие царского презуса Горемыкина, на время избирательной кампании и только на эти три месяца. Ни один человек не верит в то, что, возглавляя региональный список единороссов, этот чиновник бросит министерский пост и вольется ряды депутатов. Еще меньше людей верит, что и после выборов он каждую неделю будет приезжать к нам в область и ходить по школам, заводам, ездить в вымирающие села и осматривать разбитые дороги.

Тем не менее, все журналисты области в самых восторженных – до идиотизма – тонах описывают приезд этого засланца Москвы.

Вот как, по рассказу лояльного журналиста с ОблТВ провожала жена Зубкова мужа-вице-премьера в город на Волге – прямо «плач Ярославны»!

 «Ну, куда ты едешь, Вить! На кого ты нас оставляешь! Свою внучку надо в первый класс вести, а ты в Волгоград намыливаешься!» А он ей отвечает ( эту цитату с умилением приводят все наши СМИ): «Ты, давай мать, иди одна, а мне в Волгоград надо – у меня там приятели в первом классе!»

Вот такой у нас «первоклассный» премьер! Судя по озадаченным лицам первоклашек и их родителей, не все поняли тяжелый и довольно двусмысленный юмор министра.

Дальше преданные «Единой России» СМИ описывают поведение Зубкова в классе – он и туда вперся, чтобы «усесться на задней парте и о чем-то переговариваться с соседкой-первоклашкой, подсказывая ей ответы на вопросы учительницы».

 Потом, правда, поехал к мединститут и, не скрывая радости, позволил принять себя в почетные студенты-первокурсники и сообщил им очень нужные им,  медикам, сведения о грядущей мелиорации области. Видимо, либо запутался в терминах, либо спутал мединститут с сельско-хозяйственным. Затем поехал к Герману в рясе, бился перед ним в земных поклонах и истово крестился так убедительно, что том счел возможным попросить у него передать епархии одно из зданий военного комплекса. Обещал, не раздумывая, помочь: правильно, священники с паникадилами любого врага от региона и страны отгонят.

Замечательно, что ни одно (!!! ) средство массовой информации, ни один даже сайт ( !!!) не подал информацию о старикане Зубкове хотя бы с долей иронии, не сарказма даже, не обличения нашего холуйства перед заезжим прохвостом, а просто мягкой доброй долей иронии! Ведь это же смешно, граждане, гомерически смешно: мы что же, уже сами собою управлять не можем? Должен приехать какой-то старикан и учить нас продавать быковские арбузы и «мелиорации и орошению»(?)

 

4.

 

Видя тотальное подобострастие со стороны  четвертой «власти» администрации всех уровней ведут себя просто по-хамски нахраписто, доходя уже и до рукоприкладства. В прошлую избирательную кампанию Галушкин лишь слегка придушил инженера Зинченко на муниципальном телевидении. Сегодня же Рябчук  практически нокаутом победил экс-журналиста Мих. Епихина, причем, сам в это время был уже экс-главой горизбиркома. Правда, этот бой никому из участников не принес лавров: Епихин не поумнел и не потерял склонности к чиновничьим креслам, а Рябчук как выглядел упырем с физиономией беглого каторжника, так им и остался.

 

Заслуживает упоминания тот факт, что кажущееся вечным триединство Заремба-Какуша-Болбат, сложившееся в необыкновенно желтом «Блокноте» Михеева, все же рухнуло. Осталась одна Какуша, которая по прежнему уверяет всех, что это ее настоящая фамилия.

 


Еще одну знаковую фамилию демонстрирует человек, легко откликающийся на обращение «Черепахин!»

Если в случае с Зарембой и Болбатом сам вопрос об этимологии звучит глупо, то здесь, наоборот, этимологических версий может быть сколько угодно. Возможно, один из предков этого Черепахина любил черепаховый суп, может быть, его дедушка славился своей медлительностью, не исключено, что другого его прадедушку Господь, вконец обозлившись, покарал как черепаху… Но ни одна из этих версий не объясняет, почему у руля наших местных СМИ появляются люди, ничего не сделавшие примечательного в этих самых СМИ – не написавшие ни строчки, запоминающейся, ни высказавшие ни одной, самой убогой мыслишки. Есть, правда, одно Откровение Черепахина, тотально его характеризующее: «Главное в работе СМИ это, в первую очередь, правильное расходование денег, а во вторую – правильное их зарабатывание.» Sapienti sat!

Обращает на себя внимание новый носитель известной в журналистских кругах фамилии – Демури Апаликов. Энергичности и обучаемости этого молодого репортера можно лишь позавидовать. В некоторых информационных выпусках ему принадлежит по три репортажа – и c каждым разом качество их все растет. К сожалению, это редкое исключение на общем безрадостном фоне. Набирает опыт еще и Над. Кулешова, но не так заметно, как Дем. Апаликов.

В старой гвардии, о которой мы писали в прошлом материале, изменения небольшие, но все они естественные, связанные с возрастом гвардейцев.

Анну Степноу из «Дел. Поволжья» что-то не очень видно – ни верхом, не пешую. Не приболела ли, часом? Или так потрясла ее гибель Кадина?

Говорят, снизившаяся активность Шустермана, прежде старавшегося занять все ниши в публичной жизни, объясняется тем, что он уже беседует с богами – земные создания становятся ему не интересны. Видимо, с присущей ему педантичностью он готовится к встрече с Создателем – как  его ни называй, до нее уже недалеко. Говорят, он пишет мемуары, пока только в рукописи, но клеенка на столе под нею уже дымится.

Хоть одним бы глазком увидеть этот опус.

Кабельное телевидение с многообещающим названием «Эрос» – неоднозначное явление на общем фоне. Это действительно единственное независимое от властей средство довольно массовой информации – и здесь мы видим его несомненный плюс. Еще один плюс – независимость этого телеканала и от противников администрации, то есть, михеевцев и апаринцев.

А вот главным минусом этого телеканала является его глава и народный трибун Дмитрий Крылов. Если бы этот человек мог переступить через свои совершенно необоснованные претензии на то, что он замечательный журналист, было бы лучше и для него него, и для его телеканала. Он куда лучше выглядит в реальной, живой политической жизни, чем на экране. Возможно, он это со временем поймет – главное, чтобы к тому времени он не потерял свой канал.

 

5.

 

Хотелось бы особо остановиться на электронных СМИ – радиостанций в регионе стало так много, что они уже наползают друг на друга на шкале радиоприемника. Скоро они начнут стрелять друг друга – рекламный рынок на радио давно уже поделен, а новички все идут и идут. Хотя идти уже давно надо в другом направлении – прочь из эфира в сторону Сети.

Давно и стабильно работает в ФМ-диапазоне Дмитрий Хохлов с холдинга «Новая волна» . Он слегка бренчит на гитаре, хорошо одевается, неплохо играет в боулинг, но плохо – в журналиста. Тем не менее, он никого не обижает, правда, и толку от него на информационном поле практически нет.

Его партнер Алекс. Куимов, похоже, ушел на пенсию – о нем совсем уже ничего не слышно, хотя он и числится в учредителях пары радиостанций. Напророчив три года назад увеличение затрат на рекламу как оздоравливающее средство для борьбы с кризисом, они тихо ушел из публичного пространства. И хорошо бы больше в него не возвращался.

Борис Рыжиков, работавший ранее на «Спутнике», теперь вещает на «Волгоград-ФМ», и все тем же сонным голосом. Почему-то с годами он все больше и больше напоминает  слабоголосого муэдзина, призывающего на намаз удивленных жителей еврейского гетто.

Старожилом на местных радиостанциях можно считать и Влад. Богданова c «Европы плюс» – о нем известно очень мало – лишь отчество Ремович вызывает некоторые реминисценции по цепочке: Ночь длинных ножей, педрилы в штабе Рема, массовые казни чернорубашечников.

Еще меньше широкая публика знает о других редакторах волгоградских радиостанций. О большинстве из них достоверно известно лишь две вещи: известно то, что они не сидели, и не известно, почему они не сидели.

Впрочем, еще не вечер.

Вообще в существовании волгоградской радио-журналистики довольно мало смысла – если он есть вообще. Можно ведь просто поручить отобрать новости из новостных порталов и задать музыкальную проходку на месяц вперед компьютеру, втиснуть в нужное время рекламные блоки и заняться чем-то более продуктивным и серьезным. Cмешные ссоры между «музыкальными редакторами» местных радиостанций на тему «Кто у кого музыкальный формат стащил?», лишь подчеркивают убожество этой публики.

Вообще понятие «радио-журналист» в Волгограде не несет никакого содержания –правильнее было бы называть этих людей электриками, дезинформаторами, попрошайками, в лучшем случае – сис-админами.  Но не журналистами, дикторами, редакторами, как они гордо себя величают в своем кругу.

Впрочем, за будущее этого скандального и не очень привлекательного отряда особей можно не беспокоиться – с ними очень скоро разделается технический прогресс.

Менее чем через десятилетие эти радисты уже никому не будут нужны: и слушатели, и большая часть зрителей перекочуют в Сеть. Там уже возникает новый комбинированный продукт – сочетание аудивизуального ряда с музыкой. Помимо привычных уже новостей в аудиоверсии и музыки, там будут относительно крупные массивы текстов, которые можно будет и читать самому, и слушать в исполнении авторов и артистов.

Новый продукт будет построен на ассоциативности параллельных информационных рядов – зрительного (картинка), слухового ( музыка) и текстового (новостного блока) – два последних компонента примерно равны по времени радиоверсии хита – две с половиной минуты. Этого времени достаточно, чтобы подать, препарировать и прокомментировать любую новость, а смена картинок через каждые 35-40 секунд будет в точности совпадать с разверткой тезисов внутри текстового материала, иллюстрируя его или, наоборот, создавая ему внутреннюю, почти неосознаваемую читателем ( слушателем? зрителем?) антитезу.

Полученный продукт будет практически неуловим для цензуры, а если сразу регистрировать и размещать такого рода СМИ в недоступных для российских властей западных сегментах Сети, то и работать с ним можно будет из любого уголка планеты.

 По сути, это будет новый вид информации, максимально приближенный к искусству, универсальный и адаптируемый к любому интеллектуальному уровню его потребителя. Сначала будет восприниматься картинка и выделенный в тексте заголовок – наиболее легкая для усвоения часть этого продукта, далее последует музыкальное воздействие на слух, и лишь потом  обращение уже «разгоретого» потребителя к тексту, требующее наибольшего интеллектуального усилия в этом триединстве. Можно, конечно, и читать на фоне музыки, но это только тогда, когда она служит ненавязчивым фоном. В случае же, когда музыкальное произведение уже достаточно известно, оно само по себе рождает образы, способные снизить вовлеченность в текст и даже вообще заслонить его.

Соперничать с этим разноступенчато вовлекающим в себя продуктом в эпоху все возрастающей мобильности населения планеты ни радио, ни даже телевидение не сможет.

В течение ближайшего десятилетия – если даже не пятилетия - Интернет выиграет у радио примерно с таким же счетом и последствиями, как провайдеры мобильной связи выиграли у стационарных телефонных кампаний.  Кому нужны теперь стационарные телефоны?

 

6.

 

Все вышесказанное объясняет, почему наш вобщем-то незлобливый народ давно и стойко не жалует журналистов. Хотите проверить это  – поезжайте вечером на Старую Отраду, дождитесь когда к вам подойдут местные аборигены, привлеченные вашей одеждой и чересчур нормативной лексикой, и назовите себя журналистом – долго потом будете работать на врачей-хирургов.

Конечно, существование таких средств «массовой информации» и их редакций можно считать фикцией или, по крайней мере, анахронизмом.

Понятно, почему там «работает» кто угодно, только не люди, желающие независимо и лишь из творческих побуждений создавать авторский, узнаваемый и востребованный продукт, информирующий сограждан, а не преврающий их самих в безголосых лакеев, а сограждан – в покорных рабов лжи.

И вполне объяснимо, почему в журналисты идут отбросы общества, думающие лишь о том, как срубить бабки и как их правильно разделить.

Очевидно, что нравственный порог наших редакций крайне низок – речь не идет, в данном случае, о пидерастах и лесбиянках, которые чувствуют себя там как рыба в воде.

Глупо было бы ждать от этой переполняющей «редакции» публики прорывов, прозрений и достижений – это импотенты, вечно недееспособные к творческому осмыслению происходящего в объективном, реальном, все более опасном мире, который им никогда аутентично не зафиксировать.

 И даже если Господь в своей несказанной милости решит дать им возможность говорить и писать еще лет 70, и все мы ничего не сможем противопоставить Его высочайшей воле, они все равно не скажут и не напишут чего-то такого, что можно было бы без риска засорить память запоминать.

Цифра 70 в данном случае не с потолка взята: вездесущие и пытливые американские ученые подсчитали, что если тысяче обезьян дать пишущие машинки и приучить их сутками барабанить на них, то через 70 лет  одна из них случайно «набарабанит» вполне приличный, осмысленный и достоверный новостной текст.

Волгоградских журналистов намного больше, и зарплата у них выше, и «клавы» у них лучше, и живут они дольше,  но до достижений гипотетических обезьян им еще очень далеко.

 

МИХАИЛ ЦАГОЯНОВ

 

Cентябрь 2011

Волгоград

 

Создать бесплатный сайт с uCoz