Память
( продолжение )
Поводом для написания продолжения стали не столько естественные перемены, связанные с ходом времени, сколько необдуманная с нашей стороны просьба к работникам различных СМИ присылать материалы о своих конкурентах. Многие откликнулись, но присланные сведения было в основном невозможно проверить и так же невозможно оскорбительны для фигурантов. Привести их в том виде, в котором они присланы, значит обеспечить работой местных адвокатов на много лет вперед.
Тем не менее, большие изменения в персональном составе журналистского сообщества имели место и их следует зафиксировать.
Обращает на себя внимание тот факт, что практически все без исключения перемены в волгоградских СМИ вызваны переменами политическими – точнее, изменениями в руководстве города и области за последние два года.
А это прежде всего уход губернатора Максюты, который не любил особенно пиариться, хотя и имел такую возможность, и отставка мэра Гребенникова, который, наоборот, только пиариться и умел, и любил. Но лишь пока имел зависимые от него газеты, радио и телеканалы, которые нещадно в этом отношении эксплуатировал. Теперь их нет и не стало многих из особо услужливых ему «журналистов».
Вот одно это обстоятельство полностью опровергает надуманный тезис о независимости «ветвей» власти в России – ветвь, по прежнему, одна: она суховата, туповата, тяжела и называется она дубиной.
Эта дубина находилась и находится в мозолистых руках исполнительной власти и она обеспечивает ей прямую зависимость от нее четвертой власти. Не в меньшей степени власть СМИ зависит и от власти неофициальной – власти бандитов. Именно они являются в половине случаев истинными хозяевами СМИ в России - но о них в другой раз.
1.
Конечно, главным политическим событием последних двух лет стала смена губернаторской команды вслед за уходом Ник. Кириллыча Максюты. Теперь становится очевидным, что у нас три срока был тихий незлобливый губернский начальник, которого сменил агрессивный и мстительный дистройер Бровко.
И с ним заявилась целая команда дистройеров-мутантов, непонятно откуда им набранная. Сначала пришел какой-то Южный, настолько южный, что даже Керашев на его фоне стал казаться северным, почти норманном – варягом. Он оставил о себе плохую память, но какую-то размытую. Больше всего в областной администрации помнят почему-то подошвы его ботинок – он их всегда ставил на рабочий стол, разговаривая с местными кадрами. Он любил сравнивать их с пылью на своих ботинках, и был очень недалек от истины, впрочем – вообще недалек.
Теперь СМИ курирует другой персонаж – Матвейчев Олег. СМИ подают его как титана мысли и отца местного консерватизма, глубоко копающегося в мировой истории. На поверку выясняется, что это довольно убогий, хотя и относительно честный компилятор, набивающий свой блог чужими мыслями и рассуждениями. Прибавляя к ним свой куцый и обычно банальный комментарий, он предлагает считать и себя большим мудрецом, но этому почему-то не верится. Если же ознакомиться с текстами, которые он пишет собственноручно, то возникают большие подозрения в его умственном здоровье. Одно лишь высказывание о том, что в Троянской войне победили не ахейцы, полностью перечеркивает все его попытки казаться умным. Видимо, он считает, что отрыв руины Трои, Шлиман запалил их, чтобы придать достоверности великой поэме Гомера. Вообще идиотов, распространяюших подобные небылицы, следует судить как за оскорбление человечества в целом: ведь поливая грязью высочайшие достижения человеческой цивилизации в области искусства, они плюют в лицо всем нам, и нашим детям, и предкам нашим. В сущности, это геноцид, и губернатору Бровко следует обратить внимание на деятельность Матвейчева. Совсем не обязательно сажать его в холодную – можно просто выпороть для острастки и отправить туда, откуда его взяли.
2.
Изменения, происшедшие в политической надстройке облсти, сразу же отразились на информационном поле: если Максюту приходилось тащить к экрану или микрофону чуть было не за руку, новый губернатор с самого начала не дает проходу редакторам. Он сразу же и твердо оседлал все попутные и доступные СМИ, а тех, что заартачились, быстренько лишил подкормки. После чего, одни непокорные скончались, а другие – приползли к новому хозяину, готовые верно ему служить.
Но вскоре выяснилось, что мэрские СМИ уже давно выполняют для Гребенникова те же услуги, что Бровко навязал своим областным подчиненным. И они ни под каким видом не будут славить губернатора, если этого им не прикажет мэр. Гребенников не приказал, и тем самым подписал себе смертный приговор. Это в корне изменило судьбу многих журналистов с муниципального телевидения.
Перестановки с областного на муниципальное телевидение начались сразу по удалению мэра Гребенникова с его поста. Естественно, он сразу пропал из выпусков новостей на МТВ, где прежде только о нем и говорили.
И talking heads на этом канале сменились: на усиление сюда бросили проверенных дикторов с областного телевидения – вместо прыщавых недоумков, набранных с кадрового Голода, появились люди с профессиональной дикцией и в приличной одежде. И очень упитанные, что вселяет осторожный оптимизм в видах на урожай.
Особенно потяжелел за последние годы диктор Трофимов: все с более важным видом он читает теперь новости на Мун-ТВ. Взгляд его из-под толстых очков в тяжелой оправе наводит ужас на детей, случайно забредающих на этот канал.
Андрей Аликбаев, долгое время представлявшийся везде собкором «радио Свободы» и крывший «правду-матку» про нынешнюю власть в любом заведении, где находился желающий его послушать ( за его счет, разумеется), теперь вещает прямо противоположные вещи с экрана Мун-ТВ.
Вещает с тем же уверенным видом, так же плотоядно причмокивая негритянскими губами, словно только что скушал пахлаву, и все те же куцые истины – даже не прописные.
Но самой комичной программой на Мун-ТВ представляется шедевр под названием «Линия Отрыва», в которой некое бесполое существо предлагает восторгаться вместе с ним богатейшей культурной жизнью продвинутой молодежи Волкограда. При этом оно каждые 6 секунд делает правой рукой жест, каким подбрасывают кверху мелочь, а левую при этом горделиво упирает в бок – многим мутантам эта поза кажется очень возвышенной.
Видимо, без ума он нее и новая начальница этого канала.
С явной целью досадить зрителям новые властители информационного пространства поставили рулить городским телевидением безобидно глуповатую Ир. Медведеву – обычно во всем черном и всегда в кудряшках. Это правильный выбор – помните, как ее обули с Вас. Галушкиным на этом телевидении , спровоцировав на обращение к Вове Кадину за помощью? Не только ведь преступника, но и его жертву тянет на место преступления – вот Медведева и потянулась на то место, где ее выставили совсем уж дурочкой.
Теперь эта Мадам «да?» ( этот вопрос интервьюируемым Медведева годами повторяет каждый 25 секунд, хоть по секундомеру проверяй!) осуществляет свои «проекты» на Мун – ТВ, превращая этот и без того «задвинутый» канал в видео-пособие для лунатиков. Зато она, конечно, беспрекословно выполнит любое указание, исходящее от Бровка, Буряковой, Галушкина, Матвейчева и Соколова ( именно в таком порядке исполнения).
Блаженной памяти посол Франции при царе Мор. Палеолог в связи с этим назначением встрепенулся в гробу: его бесценное наблюдение, что «Россией управляют лунатики», материализовалось теперь на уровне МУНиципального ТелеВидения Волгограда.
Правильно говорят в Волгограде: кто работал на Муниципальном телевидении, в цирке не смеется.
3.
Таким образом, за рассматриваемый годовой период разница между областным и муниципальным телевидением, существовавшая еще при Гребенникове, ушла в прошлое. Теперь это один большой отряд, работающий под присмотром областных властей, и работающий в предельно тесных заданных рамках.
Посмотрите, как слаженно и с каким неподдельным восторгом описывают все волгоградские СМИ, как единоросский избирательный паровоз в надписью «вице-премьер Зубков» ползает по нашей области! Этот старый, явно неумный и неумелый человек вытащен кремлевскими технологами из нафталина, наподобие царского презуса Горемыкина, на время избирательной кампании и только на эти три месяца. Ни один человек не верит в то, что, возглавляя региональный список единороссов, этот чиновник бросит министерский пост и вольется ряды депутатов. Еще меньше людей верит, что и после выборов он каждую неделю будет приезжать к нам в область и ходить по школам, заводам, ездить в вымирающие села и осматривать разбитые дороги.
Тем не менее, все журналисты области в самых восторженных – до идиотизма – тонах описывают приезд этого засланца Москвы.
Вот как, по рассказу лояльного журналиста с ОблТВ провожала жена Зубкова мужа-вице-премьера в город на Волге – прямо «плач Ярославны»!
«Ну, куда ты едешь, Вить! На кого ты нас оставляешь! Свою внучку надо в первый класс вести, а ты в Волгоград намыливаешься!» А он ей отвечает ( эту цитату с умилением приводят все наши СМИ): «Ты, давай мать, иди одна, а мне в Волгоград надо – у меня там приятели в первом классе!»
Вот такой у нас «первоклассный» премьер! Судя по озадаченным лицам первоклашек и их родителей, не все поняли тяжелый и довольно двусмысленный юмор министра.
Дальше преданные «Единой России» СМИ описывают поведение Зубкова в классе – он и туда вперся, чтобы «усесться на задней парте и о чем-то переговариваться с соседкой-первоклашкой, подсказывая ей ответы на вопросы учительницы».
Потом, правда, поехал к мединститут и, не скрывая радости, позволил принять себя в почетные студенты-первокурсники и сообщил им очень нужные им, медикам, сведения о грядущей мелиорации области. Видимо, либо запутался в терминах, либо спутал мединститут с сельско-хозяйственным. Затем поехал к Герману в рясе, бился перед ним в земных поклонах и истово крестился так убедительно, что том счел возможным попросить у него передать епархии одно из зданий военного комплекса. Обещал, не раздумывая, помочь: правильно, священники с паникадилами любого врага от региона и страны отгонят.
Замечательно, что ни одно (!!! ) средство массовой информации, ни один даже сайт ( !!!) не подал информацию о старикане Зубкове хотя бы с долей иронии, не сарказма даже, не обличения нашего холуйства перед заезжим прохвостом, а просто мягкой доброй долей иронии! Ведь это же смешно, граждане, гомерически смешно: мы что же, уже сами собою управлять не можем? Должен приехать какой-то старикан и учить нас продавать быковские арбузы и «мелиорации и орошению»(?)
4.
Видя тотальное подобострастие со стороны четвертой «власти» администрации всех уровней ведут себя просто по-хамски нахраписто, доходя уже и до рукоприкладства. В прошлую избирательную кампанию Галушкин лишь слегка придушил инженера Зинченко на муниципальном телевидении. Сегодня же Рябчук практически нокаутом победил экс-журналиста Мих. Епихина, причем, сам в это время был уже экс-главой горизбиркома. Правда, этот бой никому из участников не принес лавров: Епихин не поумнел и не потерял склонности к чиновничьим креслам, а Рябчук как выглядел упырем с физиономией беглого каторжника, так им и остался.
Заслуживает упоминания тот факт, что кажущееся вечным триединство Заремба-Какуша-Болбат, сложившееся в необыкновенно желтом «Блокноте» Михеева, все же рухнуло. Осталась одна Какуша, которая по прежнему уверяет всех, что это ее настоящая фамилия.
Еще одну знаковую фамилию демонстрирует человек, легко откликающийся на обращение «Черепахин!»
Если в случае с Зарембой и Болбатом сам вопрос об этимологии звучит глупо, то здесь, наоборот, этимологических версий может быть сколько угодно. Возможно, один из предков этого Черепахина любил черепаховый суп, может быть, его дедушка славился своей медлительностью, не исключено, что другого его прадедушку Господь, вконец обозлившись, покарал как черепаху… Но ни одна из этих версий не объясняет, почему у руля наших местных СМИ появляются люди, ничего не сделавшие примечательного в этих самых СМИ – не написавшие ни строчки, запоминающейся, ни высказавшие ни одной, самой убогой мыслишки. Есть, правда, одно Откровение Черепахина, тотально его характеризующее: «Главное в работе СМИ это, в первую очередь, правильное расходование денег, а во вторую – правильное их зарабатывание.» Sapienti sat!
Обращает на себя внимание новый носитель известной в журналистских кругах фамилии – Демури Апаликов. Энергичности и обучаемости этого молодого репортера можно лишь позавидовать. В некоторых информационных выпусках ему принадлежит по три репортажа – и c каждым разом качество их все растет. К сожалению, это редкое исключение на общем безрадостном фоне. Набирает опыт еще и Над. Кулешова, но не так заметно, как Дем. Апаликов.
В старой гвардии, о которой мы писали в прошлом материале, изменения небольшие, но все они естественные, связанные с возрастом гвардейцев.
Анну Степноу из «Дел. Поволжья» что-то не очень видно – ни верхом, не пешую. Не приболела ли, часом? Или так потрясла ее гибель Кадина?
Говорят, снизившаяся активность Шустермана, прежде старавшегося занять все ниши в публичной жизни, объясняется тем, что он уже беседует с богами – земные создания становятся ему не интересны. Видимо, с присущей ему педантичностью он готовится к встрече с Создателем – как его ни называй, до нее уже недалеко. Говорят, он пишет мемуары, пока только в рукописи, но клеенка на столе под нею уже дымится.
Хоть одним бы глазком увидеть этот опус.
Кабельное телевидение с многообещающим названием «Эрос» – неоднозначное явление на общем фоне. Это действительно единственное независимое от властей средство довольно массовой информации – и здесь мы видим его несомненный плюс. Еще один плюс – независимость этого телеканала и от противников администрации, то есть, михеевцев и апаринцев.
А вот главным минусом этого телеканала является его глава и народный трибун Дмитрий Крылов. Если бы этот человек мог переступить через свои совершенно необоснованные претензии на то, что он замечательный журналист, было бы лучше и для него него, и для его телеканала. Он куда лучше выглядит в реальной, живой политической жизни, чем на экране. Возможно, он это со временем поймет – главное, чтобы к тому времени он не потерял свой канал.
5.
Хотелось бы особо остановиться на электронных СМИ – радиостанций в регионе стало так много, что они уже наползают друг на друга на шкале радиоприемника. Скоро они начнут стрелять друг друга – рекламный рынок на радио давно уже поделен, а новички все идут и идут. Хотя идти уже давно надо в другом направлении – прочь из эфира в сторону Сети.
Давно и стабильно работает в ФМ-диапазоне Дмитрий Хохлов с холдинга «Новая волна» . Он слегка бренчит на гитаре, хорошо одевается, неплохо играет в боулинг, но плохо – в журналиста. Тем не менее, он никого не обижает, правда, и толку от него на информационном поле практически нет.
Его партнер Алекс. Куимов, похоже, ушел на пенсию – о нем совсем уже ничего не слышно, хотя он и числится в учредителях пары радиостанций. Напророчив три года назад увеличение затрат на рекламу как оздоравливающее средство для борьбы с кризисом, они тихо ушел из публичного пространства. И хорошо бы больше в него не возвращался.
Борис Рыжиков, работавший ранее на «Спутнике», теперь вещает на «Волгоград-ФМ», и все тем же сонным голосом. Почему-то с годами он все больше и больше напоминает слабоголосого муэдзина, призывающего на намаз удивленных жителей еврейского гетто.
Старожилом на местных радиостанциях можно считать и Влад. Богданова c «Европы плюс» – о нем известно очень мало – лишь отчество Ремович вызывает некоторые реминисценции по цепочке: Ночь длинных ножей, педрилы в штабе Рема, массовые казни чернорубашечников.
Еще меньше широкая публика знает о других редакторах волгоградских радиостанций. О большинстве из них достоверно известно лишь две вещи: известно то, что они не сидели, и не известно, почему они не сидели.
Впрочем, еще не вечер.
Вообще в существовании волгоградской радио-журналистики довольно мало смысла – если он есть вообще. Можно ведь просто поручить отобрать новости из новостных порталов и задать музыкальную проходку на месяц вперед компьютеру, втиснуть в нужное время рекламные блоки и заняться чем-то более продуктивным и серьезным. Cмешные ссоры между «музыкальными редакторами» местных радиостанций на тему «Кто у кого музыкальный формат стащил?», лишь подчеркивают убожество этой публики.
Вообще понятие «радио-журналист» в Волгограде не несет никакого содержания –правильнее было бы называть этих людей электриками, дезинформаторами, попрошайками, в лучшем случае – сис-админами. Но не журналистами, дикторами, редакторами, как они гордо себя величают в своем кругу.
Впрочем, за будущее этого скандального и не очень привлекательного отряда особей можно не беспокоиться – с ними очень скоро разделается технический прогресс.
Менее чем через десятилетие эти радисты уже никому не будут нужны: и слушатели, и большая часть зрителей перекочуют в Сеть. Там уже возникает новый комбинированный продукт – сочетание аудивизуального ряда с музыкой. Помимо привычных уже новостей в аудиоверсии и музыки, там будут относительно крупные массивы текстов, которые можно будет и читать самому, и слушать в исполнении авторов и артистов.
Новый продукт будет построен на ассоциативности параллельных информационных рядов – зрительного (картинка), слухового ( музыка) и текстового (новостного блока) – два последних компонента примерно равны по времени радиоверсии хита – две с половиной минуты. Этого времени достаточно, чтобы подать, препарировать и прокомментировать любую новость, а смена картинок через каждые 35-40 секунд будет в точности совпадать с разверткой тезисов внутри текстового материала, иллюстрируя его или, наоборот, создавая ему внутреннюю, почти неосознаваемую читателем ( слушателем? зрителем?) антитезу.
Полученный продукт будет практически неуловим для цензуры, а если сразу регистрировать и размещать такого рода СМИ в недоступных для российских властей западных сегментах Сети, то и работать с ним можно будет из любого уголка планеты.
По сути, это будет новый вид информации, максимально приближенный к искусству, универсальный и адаптируемый к любому интеллектуальному уровню его потребителя. Сначала будет восприниматься картинка и выделенный в тексте заголовок – наиболее легкая для усвоения часть этого продукта, далее последует музыкальное воздействие на слух, и лишь потом обращение уже «разгоретого» потребителя к тексту, требующее наибольшего интеллектуального усилия в этом триединстве. Можно, конечно, и читать на фоне музыки, но это только тогда, когда она служит ненавязчивым фоном. В случае же, когда музыкальное произведение уже достаточно известно, оно само по себе рождает образы, способные снизить вовлеченность в текст и даже вообще заслонить его.
Соперничать с этим разноступенчато вовлекающим в себя продуктом в эпоху все возрастающей мобильности населения планеты ни радио, ни даже телевидение не сможет.
В течение ближайшего десятилетия – если даже не пятилетия - Интернет выиграет у радио примерно с таким же счетом и последствиями, как провайдеры мобильной связи выиграли у стационарных телефонных кампаний. Кому нужны теперь стационарные телефоны?
6.
Все вышесказанное объясняет, почему наш вобщем-то незлобливый народ давно и стойко не жалует журналистов. Хотите проверить это – поезжайте вечером на Старую Отраду, дождитесь когда к вам подойдут местные аборигены, привлеченные вашей одеждой и чересчур нормативной лексикой, и назовите себя журналистом – долго потом будете работать на врачей-хирургов.
Конечно, существование таких средств «массовой информации» и их редакций можно считать фикцией или, по крайней мере, анахронизмом.
Понятно, почему там «работает» кто угодно, только не люди, желающие независимо и лишь из творческих побуждений создавать авторский, узнаваемый и востребованный продукт, информирующий сограждан, а не преврающий их самих в безголосых лакеев, а сограждан – в покорных рабов лжи.
И вполне объяснимо, почему в журналисты идут отбросы общества, думающие лишь о том, как срубить бабки и как их правильно разделить.
Очевидно, что нравственный порог наших редакций крайне низок – речь не идет, в данном случае, о пидерастах и лесбиянках, которые чувствуют себя там как рыба в воде.
Глупо было бы ждать от этой переполняющей «редакции» публики прорывов, прозрений и достижений – это импотенты, вечно недееспособные к творческому осмыслению происходящего в объективном, реальном, все более опасном мире, который им никогда аутентично не зафиксировать.
И даже если Господь в своей несказанной милости решит дать им возможность говорить и писать еще лет 70, и все мы ничего не сможем противопоставить Его высочайшей воле, они все равно не скажут и не напишут чего-то такого, что можно было бы без риска засорить память запоминать.
Цифра 70 в данном случае не с потолка взята: вездесущие и пытливые американские ученые подсчитали, что если тысяче обезьян дать пишущие машинки и приучить их сутками барабанить на них, то через 70 лет одна из них случайно «набарабанит» вполне приличный, осмысленный и достоверный новостной текст.
Волгоградских журналистов намного больше, и зарплата у них выше, и «клавы» у них лучше, и живут они дольше, но до достижений гипотетических обезьян им еще очень далеко.
МИХАИЛ ЦАГОЯНОВ
Cентябрь 2011
Волгоград